21 декабря встречаем Пэгытти – чукотский новый год!
Жители Чукотки встречают Новый год не только первыми в России, но и еще на неделю раньше. В дни зимнего солнцестояния 21-22 декабря на Чукотке отпразднуют национальный Новый год. Чукчи называют праздник по имени ритуального созвездия — Пэгытти, самая яркая звезда которого — Альтаир. Пэгытти восходит в самую длинную и темную ночь в году и знаменует собой начало Нового года: с этого момента световой день начинает прибавляться, вместе с солнцем приходит и новая жизнь, оживление в природе, облегчение в промысле. В этот период дикие олени меняли направление движения с юга на север
Этнографы предполагают, что в Пэгытти (в дословном переводе с чукотского — «пестрое скопление») северяне видели владельца неисчислимых стад оленей. К самой длинной ночи чукчи готовились заранее: тренировали лучших беговых оленей, тучных — отбирали для священнодействия. Шили пеструю, яркую одежду. Обряды проводили на одном и том же месте: всю зиму стадо паслось рядом — и звезды ярко светили, помогая оленеводам в темноте находить кормящееся стадо.
Праздник начинался с разжигания ритуального костра с помощью священной «огнивной» доски. По традиции, каждая семья имела свою священную доску: считалось, что передавать огонь, добытый с помощью нее, можно только родственникам по мужской линии, иначе в семью придет горе. «Огнивная» доска, так же как амулеты и семейные бубны, служила материальным воплощением идеи об «охране» оленьего стада. Тундровые чукчи считали ее хозяином табуна: своей формой доска напоминала фигуру человека.
К этому празднику готовили священное блюдо – нарезанные на мелкие кусочки мясо и жир с желудком (рорат) раскладывали их на деревянное блюдо (к’эмэн’ы), затем каждый, подходя к костру, брал щепоткой мясо с блюда и бросал в огонь, приговаривая при этом слова благодарения или кое-какие личные просьбы, а затем оттуда же с блюда бросал на четыре стороны света, приговаривая шепотом свои пожелания и просьбы. Обязательно варили самые жирные кусочки мяса для того, чтобы собрать жир в особые стаканчики, сделанные из ровдуги путем обжига. В них клали жир, а затем эти стаканчики раскладывали по всей тундре как благодарение этой земле и звездам. А затем маленькими аккуратными мазками разрисовывали лица, чтобы люди чувствовали себя здоровыми, бодрыми и спокойными (эргавтомн’ын).
Вокруг жертвенного огня чукчи танцевали, исполняли песенные речитативы, желая всем добра и света. Умиротворяя восходящую звезду жертвоприношениями, они надеялись благополучно пережить суровую зиму. Чукчи верили, что если встречать Пэгытти с хорошими мыслями, то наступающий год принесет удачу. И люди жили мирно, тихо, не мешая друг другу, даже при разговоре старались обращаться почтительно и вежливо, особенно со стариками. Самое оскорбительное слово было «плохой человек», с «плохими мыслями» – акъаоравэтлъан. А сами они называли себя настоящими людьми «лъиоравэтлъан», буквально – настоящий человек.